ПЭГ назвали причиной анафилактического шока после вакцин от COVID-19
Фото:
эпидемия

ПЭГ назвали причиной анафилактического шока после вакцин от COVID-19

Пациентам с аллергией на компонент полиэтиленгликоль ученые рекомендуют избегать вакцин Pfizer и Moderna и при необходимости прививаться другими. Проблема в том, что узнать о наличии аллергии тоже достаточно сложно и эта процедура также сопряжена с рисками развития анафилаксии.

Вслед за первыми сообщениями о том, что вакцины Moderna и Pfizer-BioNTech вызывают анафилактический шок, ученые из Кембриджского университета решили выяснить роль вспомогательного компонента вакцины — полиэтиленгликоля (ПЭГ) в этих острых реакциях организма. Вакцины с мРНК, такие как Pfizer и Moderna использовали ПЭГ для стабилизации липидных частиц. В Великобритании это первые лицензированные мРНК-вакцины, поэтому информация об аллергических реакциях подобного типа отсутствует.

На сегодняшний день нет сведений, что ПЭГ когда-либо использовался в качестве наполнителя в более ранних вакцинах, поэтому ученые посчитали ПЭГ наиболее вероятным кандидатом.

Между тем, считается, что аллергия на ПЭГ встречается крайне редко, хотя аллергические реакции на него могут быть очень тяжелыми, включая летальный исход. Известно, что ПЭГ является вспомогательным веществом во многих лекарствах и косметике.

Ученые обратились к 52-летней женщине, которая ранее сразу после введения вакцины Pfizer стала развивать признаки анафилактического шока. Теперь она рассказала ученым об аллергической реакции на несколько продуктов и случае анафилаксии на лекарство, содержащее ПЭГ 6000 несколько лет назад. Кроме того, женщина замечала симптомы крапивницы после использования шампуней, гелей для душа и зубных паст с содержанием ПЭГ.

Через две недели после вакцинации ученые пригласили женщину на обследование в больницу. С помощью подкожного укола ученые протестировали ПЭГ различной молекулярной массы и концентрации (ПЭГ 400, 600, 2000, 3350, 4000, 6000, 8000 и 20000 в концентрации 0,1% и 1%).

Сначала ученые зафиксировали все отрицательные результаты для ПЭГ в концентрациях 0,1%, однако через 12 минут была определена первая кожная реакция на ПЭГ 4000 1%. За кожной реакцией последовал системный ответ — зуд, крапивница, кашель и сужение дыхательных путей. Развивающаяся анафилаксия была быстро купирована командой врачей. На другие вспомогательные вещества, такие как полисорбат 80 в концентрации 10% и 20% аллергических реакций не было зафиксировано.

«Насколько нам известно, это первая демонстрация способности ПЭГ в вакцине Pfizer вызывать анафилактический шок», — сообщается в выводах исследования. Между тем пока они не утверждают, что все зарегистрированные случаи анафилаксии после вакцинации Pfizer были вызваны ПЭГ. Ученые подчеркивают, что необходимо больше данных для окончательных выводов.

Пока авторы исследования советуют людям с аллергией на ПЭГ воздержаться от использования мРНК-вакцин.

В качестве метода диагностики аллергии на ПЭГ они предлагают использовать кожные пробы, описанные в эксперименте, но подчеркивают серьезные риски развития анафилаксии во время процедуры. «Такое обследования должно проводится только в специализированных центрах с возможностями отделения реанимации», — добавили они.

Несмотря на первые предварительные заявления, ученые уточняют, что «аллергическая реакция на полиэтиленгликоль встречается достаточно редко, поэтому вакцины следует считать безопасными».

В будущем анафилактический шок ученые планируют предупреждать заранее путем введения специальных препаратов. Например, эксперименты американских исследователей показали, что новое лекарство предотвращает анафилаксию и может использоваться для профилактики острой реакции.